Бесплатный номер 8 800-777-38-44 Заказать звонок
Заказать бесплатный звонок
Как к Вам обращаться
E-mail*:
Номер для связи*

На сайте ведутся технические работы, информация может быть не актуальна!

Допуск СРО: виды работ и законодательное регулирование

Допуск СРО: виды работ и законодательное регулирование

В настоящее время саморегулируемые организации выдают допуски для проведения строительных работ, «которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Но что именно это значит?

Виды строительных работ, для которых не нужен допуск СРО
Допуск СРО необходим для проведения работ, перечисленных в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 (действует в редакции от 13.02.2011). Однако прежде чем перейти к обсуждению самого перечня, стоит обратить внимание, что далеко не все виды строительных и ремонтных работ требуют получения допуска.
Приказом предусмотрено, что допуск СРО не требуется при работе на следующих объектах:
1. Объекты, перечисленные в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Это главным образом строения, не являющиеся объектами капитального строительства: гаражи, киоски, навесы, а также дачные постройки, сооружения вспомогательного назначения.
2. Объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания не более чем двух семей).
3. Жилые дома блокированной застройки, т.е. жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
4. Многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Если для этих построек не нужна организация санитарно-защитной зоны, то строительство таких объектов можно проводить без допуска СРО. В остальных случаях строительной организации необходимо получать допуск СРО.

Допуски «обычные» и «особые»
Законодательно различаются два вида допусков СРО. Первый дает право проведения общестроительных работ. Второй — работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. При получения допуска СРО, к организации, намеревающейся работать на особо опасных или технически сложных объектах, предъявляются более жесткие требования. Эти требования прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207. Такая организация должна обладать более квалифицированным кадровым составом и всем необходимым материальным обеспечением, иметь систему аттестации работников по правилам Ростехнадзора и систему контроля качества. Получить допуск СРО в этом случае, разумеется, сложнее.
Какие же объекты признаются особо опасными, уникальными или технически сложными? Их перечень можно найти в части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Это: объекты атомной энергетики (заметим, что в упомянутом выше Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. № 207 требования к работам на объектах атомной энергетики прописаны отдельно!); гидротехнические сооружения первого и второго классов; сооружения связи; линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; объекты авиакосмической и железнодорожной инфраструктуры; метрополитены; морские порты; тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше; а производственные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются или просто хранятся опасные вещества в количествах, превышающих предельные, ведутся подземные работы, используются стационарные канатные дороги или фуникулеры, получают расплавы металлов.
К этому же классу объектов относятся любые объекты, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.
Если строительная организация не работает на такого рода объектах, то ей достаточно иметь «обычны» допуск СРО.
Собственно перечень работ, представленный в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624, содержит 34 группы строительных работ, для которых требуется допуск СРО. При этом следует учесть, что в этом перечне есть пункты, отмеченные звездочкой <*>. Это те виды работ, для проведения которых допуск СРО необходим только в том случае, если речь идет об особо опасном, технически сложном или уникальном объекте. Например, работы по теплоизоляции трубопроводов (п. 12.11) не требует получения допуска СРО, однако если такого рода работы осуществляются, например, на АЭС, то для их проведения уже потребуется допуск, причем допуск для работ на особо опасных и технически сложных объектах. Обратите внимание, что в указанном перечне к этому классу работ относятся целые группы: геодезические работы на строительных площадках (п. 1); работы по устройству каменных конструкций (п. 9); монтаж деревянных конструкций (п. 11); устройство кровель (п. 13); фасадные работы (п. 14). При строительстве «обычных» объектов эти виды работ не требуют получения допуска СРО! Если же эти работы проводятся на особо опасных или технически сложных объектах, то организация должна получить допуск СРО, при этом к ней будут предъявляться требования, перечисленные в Постановлении Правительства от 24 марта 2011 г. № 207.

«Подводные камни»
Казалось бы, в ГК РФ и в приказе Минрегионразвития все четко прописано и проблем быть не должно. Тем не менее, строительные организации периодически сталкиваются с неприятностями. И, как правило, по своей собственной вине.
Во-первых, даже тогда, когда нет явных затруднений с отнесением работ к тому или иному виду, необходимо внимательно подходить к анализу состава тех работ, которые предусмотрены договором. Например, монтаж деревянных конструкций на «обычных» объектах не требует допуска СРО, однако антисептирование смонтированных деревянных конструкций требует обязательного допуска независимо от типа объекта. Кроме того, в перечне могут содержаться «скрытые» работы. Скажем, устройство вентилируемых фасадов на «обычном» объекте само по себе не требует допуска. Однако реально устройство фасада может быть сопряжено с работами, которые требуют обязательного допуска СРО (огнезащита, теплоизоляция и проч.). По этой причине необходимо на предварительном этапе тщательно анализировать конкретный состав работ и корректно прописывать его в договоре подряда. В идеале делать это нужно в тех самых формулировках, которые содержатся в нормативных документах, регулирующих необходимость получения допуска СРО. То же касается возможных изменений в проектной документации на этапе реализации проекта.
Во-вторых, не всегда легко разграничить «обычные» объекты и технически сложные. В части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается краткий перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (см. выше), подробности же «разбросаны» по другим нормативным и законодательным документам. И здесь нужно быть: а) внимательным, б) готовым к превратностям не столько отечественного законодательства, сколько практики его применения.
Например, в ГК говорится, что к особо опасным относятся «объекты космической инфраструктуры». Но что именно может считаться таковым объектом? Ответ на этот вопрос содержится в Законе РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности», где к объектам космической инфраструктуры отнесены: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, которые используются при осуществлении космической деятельности. При этом в законе сказано буквально следующее: «Наземные и иные объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности». Вопрос: является ли столовая, расположенная на территории центра подготовки космонавтов, объектом космической инфраструктуры? И, следовательно, нужно ли получать допуск для укладки кровли (вид работ, который в ином случае не требует получения допуска) при строительстве этого сооружения? Судя по тексту закона, ответ на этот вопрос зависит от того, в какой мере этот объект «используется для обеспечения или осуществления космической деятельности». Несложно догадаться, что здесь открываются широкие просторы для философствования. На деле вопрос решается много проще: в этом случае от строительной организации все равно потребуют допуск СРО, причем допуск к работам на обо опасных и технически сложных объектах. И не столько потому, что заказчик строительства действительно считает, что протекающая кровля в столовой может помешать реализации национальной политики в области космоса, сколько «на всякий случай». Ситуация абсурдная, но вполне реальная. Практика показывает, что даже проект такой столовой, подготовленный проектной организацией, не имеющей допуска к работам на особо опасных объектах, может быть «завернут» Главгосэкспертизой. И доказать в суде, что Главгосэкспертиза не права, будет весьма непросто.