Бесплатный номер 8 800-777-38-44 Заказать звонок
Заказать бесплатный звонок
Как к Вам обращаться
E-mail*:
Номер для связи*

На сайте ведутся технические работы, информация может быть не актуальна!

Фискальная нагрузка строительного бизнеса

Фискальная нагрузка строительного бизнеса: пути оптимизации

Строительство является одной из главных отраслей материального производства. От объемов, качества и темпов роста строительства во многом зависит развитие большого числа сопутствующих хозяйств и, как следствие, экономический потенциал и национальный доход государства. В России по размеру производимой продукции и количеству занятых работников объем строительной отрасли составляет приблизительно десятую часть всей национальной экономики.

В то же время, капитальное строительство было и остается достаточно затратным видом бизнеса, требующим больших вложений. И порой – весьма рискованных. Эти риски особенно ярко проявились во время кризиса, когда даже организации, имеющие существенное экономическое и политическое лобби, испытали значительные трудности, а в некоторых случаях и вовсе были вынуждены уйти с рынка.

Очевидно, что в жестких рыночных условиях кризиса залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит вовсе не его социальная значимость, а устойчивое финансовое положение. А значит, для руководства строительных организаций на первый план выходят вопросы, связанные с выявлением и предупреждением возможных финансовых затруднений.

Одним из пунктов такой финансовой диагностики является оптимизация фискальной нагрузки .

В силу особенностей деятельности, строительные компании являются плательщиком большинства из существующих налогов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды. Основная характеристика существующих налогов и сборов, актуальных для строительства, представлена в таблице.

По мнению многих предпринимателей, существующая фискальная нагрузка является неприемлемой: она не позволяет получать маржу достаточную для реализации инвестиционных проектов и вложений в основные фонды. В этих условиях естественно, что руководители многих строительных предприятий стремятся оптимизировать платежи в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней.

Важно понимать, что оптимизация фискальной нагрузки не имеет ничего общего с уклонением от уплаты налогов (т.е. налоговым правонарушением).

Уклонение от уплаты налогов является противоправным деянием, поскольку сопряжено с нарушением законодательства о налогах и сборах. Такие действия могут быть наказаны в судебном порядке (подробно о санкциях за налоговые правонарушения см. здесь).

Напротив, под оптимизацией налогообложения понимается применение легальных мер , направленных на снижение налогооблагаемой базы по актуальным для предприятия налогам и сборам либо уход от обязанностей по уплате некоторых налогов.

Какие же меры может предпринять строительная организация, чтобы уменьшить налоговое бремя? Основные пути оптимизации фискальной нагрузки мы для удобства представим в форме таблицы.


Основные пути оптимизации налогообложения строительной организации

№ п/п

Направление оптимизации

Оптимизируемый налог (сбор)

1

Перевод бизнеса (в основном малого) на льготную систему налогообложения (УСН, ЕНВД, Патенты)

НДС, Налог на прибыль организации, Транспортный налог, Налог на имущество

2

Активное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот, вычетов и пр.

Все налоги (сборы)

3

Оптимизация договорных отношений (момент перехода права собственности)

НДС, Налог на прибыль

4

Перевод части заработной платы работников-собственников организации в форму дивидендов

НДФЛ, Отчисления в фонды

5

Аутсорсинг

НДС, Налог на прибыль, НДФЛ, Отчисления в фонды

6

Рациональное распределение активов организации

НДС, Налог на прибыль организации, Транспортный налог, Налог на имущество


Перечисленные здесь меры ведут к реальному сокращению налоговых выплат. Более того, они позволяют не только законно снизить объем уплаченных налогов, но и выстроить эффективную систему налогового учета и налогового планирования на строительном предприятии.

В то же время, выбирая пути оптимизации налогообложения, следует действовать с умом. В качестве примера остановимся на тех мерах, которые связаны с рациональным распределением активов или заменой ряда неэффективных направлений бизнеса на аутсорсинг. Эти меры предполагают выстраивание определенных отношений с организациями-партнерами, что требует известной юридической осторожности.

Не секрет, что в последнее время одну из самых распространенных категорий налоговых споров в российской судебной системе составляют споры, связанные с налоговой выгодой от взаимоотношений с недобросовестными поставщиками. Первопричиной этих споров является вполне понятное стремление государства активно противодействовать практике использования фирм-однодневок. Однако зачастую страдают и вполне законопослушные налогоплательщики, ставшие жертвой обмана со стороны недобросовестных контрагентов.

Приведем конкретный пример. Налоговым законодательством установлен четкий перечень условий для получения налоговой выгоды (т.е., другими словами, экономии на доходах) от взаимоотношений с поставщиком. В частности, «входной» НДС по товарам принимается налоговыми органами к вычету при условии, что приобретаемые товары используются для облагаемых НДС операций, приняты на учет и налогоплательщику выставлен надлежаще оформленный счет-фактура с выделенной суммой НДС, уплата которой является обязанностью поставщика. Если же вы имеете дело с недобросовестным поставщиком, не исполнившим свое обязательство по уплате НДС, могут начаться проблемы. Если при проверке налоговые органы обнаруживают, что фактически НДС не был уплачен, возникают основания считать, что заявленная налогоплательщиком налоговая выгода, по существу, ведет к потерям бюджета, а значит, должна трактоваться как необоснованная: в глазах фискальных органов такой налогоплательщик злоупотребляет правом, и в вычете НДС ему может быть отказано.

Справедливо ли это? Ведь налогоплательщик может и не знать о неуплате налогов поставщиком. Если налогоплательщик и поставщик не взаимозависимы (не аффилированы), то, как правило, налогоплательщик никак не может влиять на поведение поставщика и, следовательно, не должен отвечать за его действия (или бездействие). Юридический контраргумент налогоплательщика перед налоговыми органами мог бы быть таким: в соответствии с общим правилом, о злоупотреблении правом можно говорить только в том случае, если управомоченное лицо намеренно использует (употребляет во зло) право не в соответствии с его назначением. Поэтому нарушение поставщиком налоговой обязанности само по себе не свидетельствует о том, что налогоплательщик злоупотребляет правом на получение налоговой выгоды от взаимоотношений с данным контрагентом.

На деле же, выгода налогоплательщика признается необоснованной, если налогоплательщик знал или должен был знать о нарушениях контрагента, то есть, говоря юридическим языком, действовал без должной осмотрительности. Налоговые органы, например, отказывают в вычете «входного» НДС, предъявленного поставщиком, не сдающим отчетность, потому что налогоплательщик, имеющий дело с таким поставщиком, действовал заведомо неосмотрительно. Что же тогда значит «быть осмотрительным» на практике?

На практике налоговые органы не могут признать неосмотрительной работу с контрагентом, правомочность и добросовестность которого была предварительно проверена доступными способами. Такая проверка включает в себя: получение копии свидетельства о постановке на налоговый учет; проверку факта регистрации поставщика в ЕГРЮЛ или ЕГРИП; получение документов, подтверждающих полномочия конкретного представителя поставщика на совершение юридически значимых действий; использование официальных источников информации, характеризующих финансовую добросовестность контрагента. Разумеется, положительные результаты подобной проверки не гарантируют выполнение поставщиком своей обязанности по уплате НДС. Однако в случае, если поставщик окажется недобросовестным, документы, полученные в ходе этой проверки, могут стать достаточным основанием для того, чтобы признать действия налогоплательщика осмотрительными, а значит, и достаточным основанием для налогового вычета.

Подобная проверка может осуществляться путем запроса правоустанавливающих документов у юридического лица, а также анализа общедоступной информации о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Однако, несмотря на открытость и доступность правоустанавливающих сведений, их сбор и анализ остается весьма трудоемким процессом, требующим существенных временных затрат.

Таким образом, оптимизация фискальной нагрузки требует слаженной работы финансовой и юридической службы предприятия. Если же руководство предприятия не уверено в том, что справится с оптимизацией налогообложения собственными силами, имеет смысл обращаться к профессионалам, имеющим необходимые знания и опыт в области консалтинга и юридического сопровождения предпринимательской деятельности.

Проконсультироваться по юридическим услугам Вы можете в компании ООО «Межрегиональный центр права» по телефону 8 (343) 380-15-52/74 или по электронной почте: 1@i-cl.net.

Более подробную информацию по проверке контрагента, Вы можете получить по телефону +7 (343) 380-36-81, на сайте www.1pf.su, по электронной почте: f@1pf.su.