Бесплатный номер 8 800-777-38-44 Заказать звонок Записать на консультацию по НРС
Заказать бесплатный звонок
Как к Вам обращаться
E-mail*:
Номер для связи*

Как сменить СРО?

Как сменить СРО?

Коммерциализация рынка саморегулируемых организаций привела к тому, что сегодня в этой сфере работает огромное количество недобросовестных игроков – организаций, которые видят свою задачу исключительно в привлечении новых членов. Многие строительные организации, ставшие членами таких СРО, хотели бы сменить партнерство. Однако сделать это бывает непросто.

Суть проблемы
Законодательство не предусматривает никаких ограничений для строительных и проектных компаний, желающих сменить СРО: членство в саморегулируемых организациях носит добровольный характер, и каждая компания вправе выбрать ту СРО, которая кажется ей наиболее надежной. Однако на деле переход из одной СРО в другую предполагает выполнение двух условий.
1. Согласно статье 55.6 Градостроительного кодекса РФ, компании должно быть отказано в приеме в саморегулируемую организацию в том случае, если у нее имеется действующий допуск к тем же видам работ, выданный другой саморегулируемой организацией. На практике это положение означает, что, чтобы стать членом новой СРО, нужно перестать быть членом старой. Законодательство не запрещает компании быть членом нескольких СРО, но только в том случае, если разные СРО выдают допуски для разных видов работ. Наличие у компании допусков для одних и тех же видов работ, выданных сразу несколькими СРО, нарушает положения пункта 2 статьи 55.8 Градостроительного кодекса («Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ»).
2. Если же компания все-таки готова прекратить членство в одной СРО, чтобы стать членом другой, то ей придется столкнуться с положением статьи 55.7 Градостроительного кодекса: «Лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации». Другими словами, однажды внесенные в кассу СРО деньги не возвращаются.
Эти два условия делают смену СРО хлопотным и весьма дорогим мероприятием. Для небольших компаний, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, уплачиваемые взносы являются более чем существенной суммой. Сталкиваясь с этими правилами, они просто не решаются менять СРО, даже если осознают недобросовестность ее руководства.

Прекращение членства
Прекращение членства в СРО может быть добровольным или принудительным. Для добровольного прекращения членства необходимо предоставить заявление о выходе из партнерства, оригинал допуска, выписку из реестра юридических лиц, а также документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед партнерством: все взносы, которые компания должна внести на момент прекращения членства, должны быть сделаны надлежащим образом. Если у руководства СРО нет претензий к компании, то на основании заявления оно обязано принять решение о прекращении членства.
Второй вариант – приостановление членства по решению СРО. Градостроительный кодекс предусматривает следующие основания для исключения компании из саморегулируемой организации:
несоблюдение требований технических регламентов, повлекшее причинение вреда;
неоднократное нарушение правил контроля, а также иных стандартов, принятых в данной СРО;
проведение работ, на которые у компании отсутствует допуск;
невнесение взноса в компенсационный фонд;
неоднократная неуплата или нарушение сроков уплаты членских взносов.
В этих случаях саморегулируемая организация вправе сама приостановить членство компании.
Важно понимать, что выход из СРО всегда сопряжен с отзывом допусков к выполнению строительных работ, а значит, и с приостановлением деятельности строительной компании. Поэтому при смене СРО необходимо учитывать потенциальный риск простоя, длительность которого будет зависеть от того, как быстро руководству компании удастся оформить членство в другой саморегулируемой организации. Если вы хотите добровольно приостановить членство, стоит это сделать в тот момент, когда компания не ведет никаких важных работ, для которых требуется допуск, и не участвует в тендерах.

Взносы...
Как уже говорилось выше, смена СРО сопряжена со значительными финансовыми издержками: компания не сможет получить назад деньги, некогда внесенные в компенсационный фонд прежней СРО, и при этом будет вынуждена вновь вносить средства теперь уже в компенсационный новой саморегулируемой организации. Речь идет о нескольких сотнях тысяч рублей – для многих такие расходы являются непозволительной роскошью, особенно в период кризиса. Добавьте сюда возможные финансовые потери, связанные с временным простоем. Как следствие, мелкие строительные компании и индивидуальные предприниматели, однажды сделав неправильный выбор, по сути, оказываются в финансовой кабале у недобросовестных СРО, расстаться с которыми они просто не могут себе позволить.
Невозможность сменить СРО, не потеряв уплаченные взносы, уже давно обсуждается в профессиональной среде. Аргументы строителей вполне понятны: если бы законодательство предусматривало перевод средств компенсационного фонда из одной СРО в другую при смене членства, это бы нанесло серьезный удар по «коммерческим» СРО и позволило навести порядок на рынке. Однако законодательство такой способ борьбы с недобросовестными партнерствами не допускает. Представители СРО ссылаются на то, что среди статей расходования компенсационного фонда законом не предусмотрен возврат средств члену, желающему выйти из СРО – и логика здесь понятна: законодательство устроено так, чтобы компенсационный фонд рос, а не расходовался. В идеале, СРО должны накапливать средства в своих фондах, чтобы быть в состоянии возместить ущерб в случае недобросовестного выполнения работ одним из членом партнерства. Еще один довод в пользу существующей системы заключается в том, что даже в случае смены СРО ущерб будет покрываться из фондов той саморегулируемой организации, членом которой была компания на момент производства работ.
Участники рынка ожидали, что в кризисный период власти поддержат бизнес и пойдут на облегчение в том числе того и того финансового бремени, которое ложится на плечи строительных компаний при смене СРО. Однако не так давно в своем письме «Об уплате взноса в компенсационный фонд при повторном вступлении в саморегулируемую организацию» от 17.07.2015 № 22222-ЮР/08 Минстрой встал на сторону саморегулируемых организаций и еще раз подтвердил действующую норму.
Ранее неоднократно предпринимались попытки через суд отстоять право на возвращение средств, внесенных в компенсационный фонд. На деле же случаев, когда суд вставал на сторону строительных компаний, почти нет. Редкие положительные судебные решения были вынесены после того, как был пересмотрен перечень работ, требующих допуск: те компании, которые занимались работами, не требующими, в соответствии с новыми правилами, допуска, могли через суд приостановить членство в СРО и вернуть внесенные средства. Но и тогда это удалось лишь единицам. На практике для суда достаточно ссылки на положение статьи 55.7 Градостроительного кодекса, напрямую запрещающее саморегулируемым организациям возвращать ранее внесенные средства.
На сегодняшний день возвращение средств, внесенных строительной компанией в компенсационный фонд СРО, возможно только в случае исключения этой СРО из перечня саморегулируемых строительных организаций.