Фискальная нагрузка строительного бизнеса: пути оптимизации
Строительство является одной из главных отраслей материального производства. От объемов, качества и темпов роста строительства во многом зависит развитие большого числа сопутствующих хозяйств и, как следствие, экономический потенциал и национальный доход государства. В России по размеру производимой продукции и количеству занятых работников объем строительной отрасли составляет приблизительно десятую часть всей национальной экономики.
В то же время, капитальное строительство было и остается достаточно затратным видом бизнеса, требующим больших вложений. И порой – весьма рискованных. Эти риски особенно ярко проявились во время кризиса, когда даже организации, имеющие существенное экономическое и политическое лобби, испытали значительные трудности, а в некоторых случаях и вовсе были вынуждены уйти с рынка.
Очевидно, что в жестких рыночных условиях кризиса залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит вовсе не его социальная значимость, а устойчивое финансовое положение. А значит, для руководства строительных организаций на первый план выходят вопросы, связанные с выявлением и предупреждением возможных финансовых затруднений.
Одним из пунктов такой финансовой диагностики является оптимизация фискальной нагрузки .
В силу особенностей деятельности, строительные компании являются плательщиком большинства из существующих налогов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды. Основная характеристика существующих налогов и сборов, актуальных для строительства, представлена в таблице.
_________________________________________
Характеристика налогов и сборов, актуальных для строительной отрасли
№ п/п
Наименование налога (сбора)
Объект налогообложения
Ставка,
Бюджет- получатель
1
2
3
4
5
1
Налог на добавленную стоимость
1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ
2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд.
3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
0%
10%
18%
Федеральный
2
Налог на доходы физических лиц
1. Доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2. Доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ
9%
13%
15%
30%
35%
3
Налог на прибыль организаций
Прибыль, полученная налогоплательщиком
20%,
в т.ч.
18% - рег. бюджет
2% - фед. бюджет
Федеральный,
Региональный
4
Транспортный налог
Автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Зависит от мощности двигателя
Региональный
5
Налог на имущество организаций
Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств
≤2,2%
6
Земельный налог
Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования
0,3%
1,5%
Местный
7
Фонд обязательного пенсионного страхования
Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы
22%
Федеральный
8
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
5,1%
Федеральный
9
Фонд социального страхования
2,9%
Федеральный
10
Фонд социального страхования (страхование от несчастных случаев)
По мнению многих предпринимателей, существующая фискальная нагрузка является неприемлемой: она не позволяет получать маржу достаточную для реализации инвестиционных проектов и вложений в основные фонды. В этих условиях естественно, что руководители многих строительных предприятий стремятся оптимизировать платежи в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней.
Важно понимать, что оптимизация фискальной нагрузки не имеет ничего общего с уклонением от уплаты налогов
(т.е. налоговым правонарушением).
Уклонение от уплаты налогов является противоправным деянием, поскольку сопряжено с нарушением законодательства о налогах и сборах. Такие действия могут быть наказаны в судебном порядке (подробно о санкциях за налоговые правонарушения см. здесь).
Виды налоговых правонарушений и ответственность за них удобно представить в виде следующей таблицы.
Основные виды налоговых правонарушений
№ п/п
Правонарушение
Ответственность
1
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
1.1
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
Взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей
1.2
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
Взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
2
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей
3
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
Взыскание штрафа в размере 200 рублей
4
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
4.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода
Взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.
4.2
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода
Взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей
4.3
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение налоговой базы
Взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.
5.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
5.1
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений
Взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
5.2
Умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)
Взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора)
6
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению
7
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
7.1
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений
Взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
7.2
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах
Взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.
8
Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
Взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей
Ответственность за налоговые преступления регламентируется ст. 198 и ст. 199 Уголовного кодекса РФ.
При этом статьей 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» ответственность дифференцирована в зависимости от размеров неуплаченных налогов (сборов) и способа совершения преступления:
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
При этом, крупным размером
в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером
- сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.
Статьей 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» ответственность дифференцирована в зависимости от размеров неуплаченных налогов (сборов) и способа совершения преступления:
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
При этом, крупным размером
в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером
- сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
Статьей 199 «Неисполнение обязанностей налогового агента» ответственность дифференцирована в зависимости от размеров неуплаченных налогов (сборов) и способа совершения преступления:
1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статьей 199.2. «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» предусмотрено следующее:
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Напротив, под оптимизацией налогообложения
понимается применение легальных мер , направленных на снижение налогооблагаемой базы по актуальным для предприятия налогам и сборам либо уход от обязанностей по уплате некоторых налогов.
Какие же меры может предпринять строительная организация, чтобы уменьшить налоговое бремя? Основные пути оптимизации фискальной нагрузки мы для удобства представим в форме таблицы.
Основные пути оптимизации налогообложения строительной организации
№ п/п
Направление оптимизации
Оптимизируемый налог (сбор)
1
Перевод бизнеса (в основном малого) на льготную систему налогообложения (УСН, ЕНВД, Патенты)
НДС, Налог на прибыль организации, Транспортный налог, Налог на имущество
2
Активное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот, вычетов и пр.
Все налоги (сборы)
3
Оптимизация договорных отношений (момент перехода права собственности)
НДС, Налог на прибыль
4
Перевод части заработной платы работников-собственников организации в форму дивидендов
НДФЛ, Отчисления в фонды
5
Аутсорсинг
НДС, Налог на прибыль, НДФЛ, Отчисления в фонды
6
Рациональное распределение активов организации
НДС, Налог на прибыль организации, Транспортный налог, Налог на имущество
Перечисленные здесь меры ведут к реальному сокращению налоговых выплат. Более того, они позволяют не только законно снизить объем уплаченных налогов, но и выстроить эффективную систему налогового учета и налогового планирования на строительном предприятии.
В то же время, выбирая пути оптимизации налогообложения, следует действовать с умом. В качестве примера остановимся на тех мерах, которые связаны с рациональным распределением активов или заменой ряда неэффективных направлений бизнеса на аутсорсинг. Эти меры предполагают выстраивание определенных отношений с организациями-партнерами, что требует известной юридической осторожности.
Не секрет, что в последнее время одну из самых распространенных категорий налоговых споров в российской судебной системе составляют споры, связанные с налоговой выгодой от взаимоотношений с недобросовестными поставщиками. Первопричиной этих споров является вполне понятное стремление государства активно противодействовать практике использования фирм-однодневок. Однако зачастую страдают и вполне законопослушные налогоплательщики, ставшие жертвой обмана со стороны недобросовестных контрагентов.
Приведем конкретный пример. Налоговым законодательством установлен четкий перечень условий для получения налоговой выгоды (т.е., другими словами, экономии на доходах) от взаимоотношений с поставщиком. В частности, «входной» НДС по товарам принимается налоговыми органами к вычету при условии, что приобретаемые товары используются для облагаемых НДС операций, приняты на учет и налогоплательщику выставлен надлежаще оформленный счет-фактура с выделенной суммой НДС, уплата которой является обязанностью поставщика. Если же вы имеете дело с недобросовестным поставщиком, не исполнившим свое обязательство по уплате НДС, могут начаться проблемы. Если при проверке налоговые органы обнаруживают, что фактически НДС не был уплачен, возникают основания считать, что заявленная налогоплательщиком налоговая выгода, по существу, ведет к потерям бюджета, а значит, должна трактоваться как необоснованная: в глазах фискальных органов такой налогоплательщик злоупотребляет правом, и в вычете НДС ему может быть отказано.
Справедливо ли это? Ведь налогоплательщик может и не знать о неуплате налогов поставщиком. Если налогоплательщик и поставщик не взаимозависимы (не аффилированы), то, как правило, налогоплательщик никак не может влиять на поведение поставщика и, следовательно, не должен отвечать за его действия (или бездействие). Юридический контраргумент налогоплательщика перед налоговыми органами мог бы быть таким: в соответствии с общим правилом, о злоупотреблении правом можно говорить только в том случае, если управомоченное лицо намеренно использует (употребляет во зло) право не в соответствии с его назначением. Поэтому нарушение поставщиком налоговой обязанности само по себе не свидетельствует о том, что налогоплательщик злоупотребляет правом на получение налоговой выгоды от взаимоотношений с данным контрагентом.
На деле же, выгода налогоплательщика признается необоснованной, если налогоплательщик знал или должен был знать о нарушениях контрагента, то есть, говоря юридическим языком, действовал без должной осмотрительности. Налоговые органы, например, отказывают в вычете «входного» НДС, предъявленного поставщиком, не сдающим отчетность, потому что налогоплательщик, имеющий дело с таким поставщиком, действовал заведомо неосмотрительно. Что же тогда значит «быть осмотрительным» на практике?
На практике налоговые органы не могут признать неосмотрительной работу с контрагентом, правомочность и добросовестность которого была предварительно проверена доступными способами. Такая проверка включает в себя: получение копии свидетельства о постановке на налоговый учет; проверку факта регистрации поставщика в ЕГРЮЛ или ЕГРИП; получение документов, подтверждающих полномочия конкретного представителя поставщика на совершение юридически значимых действий; использование официальных источников информации, характеризующих финансовую добросовестность контрагента. Разумеется, положительные результаты подобной проверки не гарантируют выполнение поставщиком своей обязанности по уплате НДС. Однако в случае, если поставщик окажется недобросовестным, документы, полученные в ходе этой проверки, могут стать достаточным основанием для того, чтобы признать действия налогоплательщика осмотрительными, а значит, и достаточным основанием для налогового вычета.
Подобная проверка может осуществляться путем запроса правоустанавливающих документов у юридического лица, а также анализа общедоступной информации о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Однако, несмотря на открытость и доступность правоустанавливающих сведений, их сбор и анализ остается весьма трудоемким процессом, требующим существенных временных затрат.
Таким образом, оптимизация фискальной нагрузки требует слаженной работы финансовой и юридической службы предприятия. Если же руководство предприятия не уверено в том, что справится с оптимизацией налогообложения собственными силами, имеет смысл обращаться к профессионалам, имеющим необходимые знания и опыт в области консалтинга и юридического сопровождения предпринимательской деятельности.
Проконсультироваться по юридическим услугам Вы можете в компании ООО «Межрегиональный центр права» по телефону 8 (343) 380-15-52/74 или по электронной почте: 1@i-cl.net.
Более подробную информацию по проверке контрагента, Вы можете получить по телефону +7 (343) 380-36-81, на сайте www.1pf.su, по электронной почте: f@1pf.su.